Логотип
empty
Про проект
empty
Біографічна довідка
empty
Книжкова колекція
Сержа Лифаря
1Стародруки VI-XIX ст.
2Авторські видання
3Лифар і Дягілев
4Історія балету
5Лифар та дослідження
  його творчості
6Історія театру
7Історія музики
8"Пушкініана"
empty
Фотогалерея
empty
Балет на WWW
Друкувати Написати нам

ЛИФАР ТА ДОСЛІДЖЕННЯ ЙОГО ТВОРЧОСТІ

Плещеев А.А. Сергей Лифарь. От старого к новому. - Париж: Дом книги, 1938.- 94 с.

Сергей Лифарь

Книга балетного критика О. Плещеєва присвячена видатному танцівнику Сержу Лифарю, який за словами автора "прикосновением волшебного жезла своего таланта подарил мне горячее волнение и трепет восторга. Я с благодарностью за "чудо" посвящаю мой скромный труд".

Монографія не містить біографічних відомостей про Лифаря. Це зібрання вражень, критичних статей і відгуків про творчі досягнення Лифаря танцівника і балетмейстера, який на той час вже вісім років очолював балет Гранд-Опера. Матеріали становлять цікавість в першу чергу тому, що написані безпосереднім свідком подій і особистим другом Сержа Лифаря. До того ж, як згадував Ю.Стані шевський це "єдина монографія про Лифаря, опублікована російською мовою в Парижі".

Основні розділи монографії:

"Письмо к Сергею Лифарю"

"Дорогой друг! У русского балета за рубежом три больших горя: оставил сцену Нижинский, скончался Дягилев, умерла Анна Павлова. Павлова исчезла, но начался необычный, пышный расцвет другого самобытного и могучего таланта. Это были Вы, Лифарь. Ваша творческая деятельность, как современного хореографа, внушает мне глубочайшее уважение. Все Ваши достижения прекрасны. Вы неуклонно шли по своему пути и что же? Теперь артист Лифарь и Лифарь балетмейстер властвуют под куполом парижской Оперы. Вы гонитесь за вечным, не считаясь с его возрастом…И в этом Ваша сила, как руководителя балета. Вы создаете свое, но также умеете ценить сокровища прошлого, стараясь всегда показать их на сцене в лучшей оправе…"

"Мысли о Лифаре"

"И вот взмах крыльев, и, на сцену влетела невиданная чудо-птица… Птица - Лифарь. На сцене воцарился мужчина… Сергей Лифарь. Фавн - Лифарь… Это не танец, не пластика, - это колдовство. Мне скажут, что это не критика. Критика кончается там, где начинается очарование. Мне хочется поговорить об "Икаре". Из всех созданий Лифаря, это безусловно самое значительное, проникновенное. Все, что он творит, прекрасно, но "Икар" - это эпоха, это синтез всего его творчества, это как будто предельная черта. Это не критика. Это несколько мыслей вслух, которые я посвящаю артисту и моему другу".

"Эпоха Лифаря"

"Благодаря Лифарю, хореографическое искусство входит в определенное русло. Мы являемся свидетелями нового этапа вполне определенного, ясно выраженного и подтвержденного успехами постановок Лифаря. Лифарь показывает нам новую эру, новую ритмическую аранжировку. Может быть, сам Лифарь еще не отдает себе отчет в грандиозности своей творческой задачи, перед которой он теперь стоит, и первые шаги которой звучат так триумфально. Может быть, балет, музыка и драма в будущем сольются в одно целое и положат начало новому гармоническому соединению всех элементов театрального искусства. Неизвестны пути творческих возможностей в сокровищнице Лифаря".

"Петипа"

"Как никто из современников, кроме Лифаря, не является на сцене таким блестящим выразителем созданий Петипа .Вершинами мировой хореографии с половины 19 века были - Петипа, его ученик М.Фокин и наконец С.Лифарь."

"После спектакля в Опере"

"Лишь с приглашением в Оперу Лифаря, балет достиг такого успеха, что ему начали предоставлять самостоятельные спектакли. Балет перестал играть роль "дополнения" оперы. Назвать Лифаря любимцем публики было бы не точно. Это не любовь, а какой-то культ…"



© Публічна бібліотека імені Лесі Українки
Вгору